Развитие конкуренции
ДОКЛАД
«Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чердынского городского округа за 2020 год»
1. Общая информация
Администрацией Чердынского городского округа, с целью выполнения п.1.7 приказа Министерства экономического развития Пермского края от 19 декабря 2016 г. № СЭД-18-02-06-168 «Об организации работы по содействию развитию конкуренции и конкурентной среды в муниципальных образованиях Пермского края», а также в соответствии с соглашением между Министерством экономического развития Пермского края и администрацией Чердынского муниципального района от 24 июня 2019 г. № СЭД-18-01-18-22 по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р (далее – Соглашение), подготовлен доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чердынского городского округа за 2020 год» (далее – Доклад).
Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов местного самоуправления Чердынского городского округа (далее – органы местного самоуправления), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения Чердынского городского округа (далее – городской округ) систематизированной аналитической информацией о состоянии и развитии конкуренции в городском округе.
Развитие конкуренции – важный и необходимый шаг к формированию экономики, как округа, так и региона, которая способствует снижению цен, повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка.
В Докладе приведен анализ состояния конкурентной среды в городском округе по итогам 2020 года, как на основе статистических данных, так и по результатам опроса, проведенного администрацией Чердынского городского округа (далее – администрация округа). Кроме того, в Докладе отражены основные мероприятия, проводимые администрацией округа по развитию конкуренции, их итоги, в том числе по внедрению Стандарта, реализации плана мероприятий («Дорожной карты») (далее – Дорожная карта). На основании анализа конкурентной среды и результатов, проведенных мероприятий, в Докладе выделены основные достижения и проблемы по развитию конкуренции в городском округе.
2. Решение администрации Чердынского городского округа о внедрении Стандарта развития конкуренции на территории Чердынского округа.
Внедрение в городском округе Стандарта развития конкуренции (далее – Стандарт) обеспечивается в соответствии с Указом губернатора Пермского края от 30 декабря 2014 г. № 224 «О внедрении на территории Пермского края «Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», распоряжением Правительства Пермского края от 18 июня 2015 г. № 190-рп «Об утверждении Перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Пермском крае и плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Пермском крае».
Адрес опубликовании информации о ходе внедрения Стандарта в сети Интернет: http://cherdyn.ru/Biznes/Podderzhka-biznesa/razvitije_konkurencii/.
Реализация Стандарта направлена на содействие развитию конкуренции на 3 товарных рынках для содействия развитию конкуренции на территории городского округа в интересах потребителей товаров, работ и услуг, а также субъектов предпринимательской деятельности городского округа. Выбор товарных рынков произведен в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края, с учетом местной специфики условий городского округа.
Целями развития конкуренции на территории городского округа являются:
1. создание благоприятных условий для развития конкуренции значимых отраслях экономики;
2. устранение барьеров для создания бизнеса;
3. рост уровня удовлетворенности населения городского округа качеством предоставляемых товаров и услуг в ценовой конкуренции;
4. увеличение количества организаций негосударственного сектора, оказывающих услуги населению городского округа;
5. На территории городского округа развитие конкуренции осуществляется на основании Стандарта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р.
3. Состояние конкурентной среды
на территории Чердынского городского округа
3.1. Структурные показатели состояния конкурентной среды на территории городского округа.
Анализ конкурентной среды проведен на основе статистических и ведомственных данных, результатов опросов хозяйствующих субъектов и потребителей городского округа.
Одним из основных показателей, отражающих состояние конкурентной среды, является динамика числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов в городском округе. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее – Пермьстат), по состоянию на 01 октября 2020 года в городском округе зарегистрировано 453 организации и индивидуальных предпринимателей.
Количество хозяйствующих субъектов, зарегистрированных
на территории городского округа
Наименование показателя |
2019 год |
2020год |
2019 год к 2020 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество организаций, ед. |
170 |
145 |
Снижение на 14,8 |
Количество индивидуальных предпринимателей, ед. |
340 |
308 |
Снижение на 9,5 |
Всего |
510 |
453 |
|
По сравнению с 2019 годом в 2020 году отмечается значительное снижение численности организаций – на 14,9%, индивидуальных предпринимателей – на 9,5%.
Важным элементом экономики городского округа являются субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП). На 01 января 2021 год в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства включено 288 СМСП.
Наиболее распространенным видом деятельности организаций в городском округе является розничная торговля, в котором работают около 33% всех СМСП городского округа. Основная причина популярности – это быстро окупаемый бизнес, не связанный с серьезными рисками.
В сфере сельского хозяйства заняты 4,8% СМСП. В городского округе животноводство развивается по молочному и мясному направлениям. Сельское хозяйство является значимым сектором экономики городского округа. Основу сельскохозяйственного сектора экономики городского округа составляют 22 сельскохозяйственные организации различных форм собственности, в том числе 11 крестьянско-фермерских хозяйств (далее – КФХ), 7 индивидуальных предпринимателей, 4 сельхозобъединения и 5447 личных подсобных хозяйств. Показателя производства молока за первое полугодие 2020 года на 122% превышает аналогичного периода 2019 года. Численность КРС на 01 января 2021 год составляет 483 голов, поголовье свиней 217 голов, поголовье лошадей 19 голов.
Деятельность сухопутного транспорта – 5,6%, заготовкой и переработкой древесины – 8,8%, по результатам 1 полугодия 2020 года объем заготовки древесины составил 294,6 тыс.куб.м. (в 2019 году – 197,4 тыс.куб.м.), в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – около 3,4%, производство – 4,5%, производство хлебобулочных изделий МП «Чердынь-Хлеб» за 1 полугодие 2020 год составило 432 т., производство кондитерских изделий 33 т., за 1 полугодие 2019 год 440 т. и 37 т. соответственно. Также около 2,8% СМСП работают в сфере деятельности гостиниц и предприятий общественного питания. Данную сферу представляют 8 мест по временному размещению и 7 организаций общественного питания.
Остальные сферы деятельности среди представителей малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании менее востребованы.
Сфера «Культура и спорт» практически на 100% представлена муниципальными учреждениями.
За последний год показатель численности субъектов малого предпринимательства остается не стабильным, наблюдается снижение на 9,5%. Таким образом, по итогам анализа динамики числа хозяйствующих субъектов в муниципальном образовании можно сделать следующие выводы:
1. в течение 2020 года произошло значительное снижение численности хозяйствующих субъектов, в том числе среди организаций;
2. наибольшее количество хозяйствующих субъектов занято в сфере розничной и оптовой торговли (33%);
3. наименьшее количество хозяйствующих субъектов занято в сферах деятельности «Сельское хозяйство», «Транспорт и связь», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг»;
4. малое количество хозяйствующих субъектов занято в сферах производства пищевых продуктов, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, туризма;
5. сферы образования, культуры, спорта, социального обслуживания, здравоохранения практически на 100% представлены государственными и муниципальными учреждениями.
3.2. Результаты опросов потребителей товаров и услуг.
Для оценки мнения хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам развития конкурентной среды в Пермском крае проводится анкетирование респондентов Пермского края. Министерством экономического развития Пермского края были разработаны анкеты для представителей хозяйствующих субъектов и потребителей товаров и услуг Пермского края. Анкетирование позволяет оценить степень удовлетворенности населения региона различными видами услуг (образования, медицины, культуры и пр.). В период с декабря 2020 года по февраль 2021 на территории городского округа проходит вышеуказанное анкетирование, путем направления администрацией округа в адрес субъектов предпринимательской деятельности, а также в предприятия и учреждения городского округа информации о проводимом опросе. Одновременно ссылка на опрос для учета мнений предпринимателей и потребителей была размещена на официальном сайте Чердынского городского округа (далее – официальный сайт).
Результаты анкетирования в дальнейшем будут использоваться при расширении перечня приоритетных и социально значимых рынков и мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции в городского округе.
3.3. Результаты мониторинга развития конкуренции на территории городского округа.
В течение 2020 года проводилась работа, направленная на внедрение Стандарта на территории городского округа. В целях взаимодействия при разработке и реализации мер, направленных на внедрение в городском округе Стандарта, между Министерством экономического развития Пермского края и администрацией округа заключено Соглашение от 24 июня 2019 г. № СЭД-18-01-18-22 по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р.
На официальном сайте администрации городского округа создан раздел «Развитие конкуренции», на котором размещены федеральные, региональные и муниципальные документы по данным вопросам.
Постановлением администрации Чердынского городского округа от 04 февраля 2020 г. № 108 утвержден перечень товарных рынков для содействия развития конкуренции в городском округе.
№ п/п |
Наименование товарного рынка |
Наименование ключевого показателя |
Минимальное значение ключевого показателя на 01.01.2022 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
Товарные рынки для содействия развития конкуренции |
|||
1 |
Рынок сферы наружной рекламы |
Доля организаций частной формы собственности в сфере размещения наружной рекламы, процентов |
100 |
2 |
Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств
|
Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, процентов |
100 |
3 |
Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами
|
Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, процентов |
45
|
1. Рынок сферы наружной рекламы.
В целях создания условий для развития предпринимательства в сфере наружной рекламы основной задачей органов местного самоуправления является разработка и утверждение схемы размещение рекламных конструкций. Постановлением администрации Чердынского муниципального района от 01 декабря 2014 г. № 595 утверждены схемы наружной рекламы на территории городского округа. В течение 2020 года проводились следующие мероприятия:
1. Актуализация схем наружной рекламы.
2. Актуализация данных на портале «Управляем вместе».
3. Выявление и пресечение размещения наружной рекламы лицами, осуществляющих свою деятельность незаконно. Целевой показатель выполнен.
2. Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе на 01 октября 2020 года по виду деятельности «45.20 – техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» зарегистрировано 9 субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля организаций частной формы собственности на рынке оказания услуг по ремонту автотранспортных средств составляет 100%. Численность СМСП осуществляющих деятельность по данному ОКВЭД сохраняется на прежнем уровне. Данный рынок достаточно привлекателен для предпринимателей ввиду быстрой окупаемости бизнеса, отсутствия серьезных рисков и легко прогнозируемого поведения потребителей. Сдерживающим фактором развития рынка является недостаточная квалификация работников по ремонту автотранспортных средств. Целевой показатель сохранен.
3. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами.
В настоящее время на территории городского округа функционирует 11 аптечных организаций, оказывающих услуги розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, 5 из которых – СМСП. Проблемой развития частных организаций является низкая платежеспособность населения, отток населения. Сложная процедура открытия бизнеса, получение лицензии, соблюдение требований к помещению и персоналу является существенным барьером выхода на рынок. Запрет на выездную торговлю лекарственными средствами и медицинскими товарами создает условия для монополизации рынка в границах муниципального образования и снижает доступность лекарственных средств для жителей отдаленных районов. Основными направлениями развития рынка – выход в крупные поселки городского округа (п.п.Рябинино, Керчевский, с.с.Бондюг, Покча, Вильгорт). Основной задачей органов местного самоуправления является – недопущение снижения доли частных организаций, увеличение количества организаций в поселках городского округа. Целевой показатель сохранен.
3.4. Муниципальные практики.
Постановлением администрации Чердынского муниципального района от 30 октября 2019 г. № 475 (в редакции постановлений администрации Чердынского городского округа от 03.03.2020 № 160, 16.07.2020 № 436, 27.10.2020 № 655, 21.12.2020 № 777) утверждена и реализуется муниципальная программа «Развитие предпринимательства и сельского хозяйства Чердынского городского округа». Программа включает в себя следующие мероприятия:
развитие сельского хозяйства в городском округе;
развитие сельскохозяйственной деятельности;
обеспечение реализации муниципальной программы;
поддержка сельхозтоваропроизводителей;
развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
комплексное развитие сельских территорий городского округа;
развитие сельских территорий городского округа строительство (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельских поселениях городского округа, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
На территории городского округа проводится полугодовой мониторинг финансовой сферы, который направлен на выявление нелегальных участников микрофинансового рынка по выдаче кредитов, займов, вкладов в различные финансовые инструменты. Результаты отправляются в Отделение по Пермскому краю Уральского Главного Управления Центрального Банка России.
В 2020 году на территории городского округа действовал Центр поддержки предпринимательства (далее – ЦПП). ЦПП проводил информирование о работе ЦПП, о возможности получения бесплатной консультации эксперта по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, о возможности бесплатного участия в организуемых мероприятиях (вебинарах, конференциях) для СМСП.
Утвержден Перечень недвижимого имущества, находящегося в собственности Чердынского муниципального района, не подлежащего отчуждению и предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (решение Думы Чердынского городского округа от 01.11.2019 г. № 44).
Администрацией округа в течение года на официальном сайте и в социальных сетях (ВКонтакте, одноклассники, Инстаграм) размещается разнообразная информация для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Коллегиальным органом по внедрению Стандарта является Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе (далее – Координационный совет). В 2018 году утвержден новый состав Координационного совета. В него вошли представители администрации округа (5 человек), представители малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность на территории городского округа (11 человек), представитель НО «Чердынский муниципальный фонд «Малый бизнес» (1 человек). В связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой 2020 году заседания не проводились, но все члены Координационного совета активно участвовали в режиме общения посредством электронной и телефонной связи в разработке нормативных актов, касающихся предпринимательской деятельности, посредством внедрения института оценки регулирующего воздействия, мероприятиях, проводимых администрацией округа с целью снижения напряженности на рынке труда, состоянии малого и среднего предпринимательства в городском округе.
4. Итоговые выводы и планируемые действия о состоянии конкуренции
в Чердынском городском округе
В 2020 году внедрение Стандарта осуществлялось на основании постановления администрации Чердынского городского округа от 04 февраля 2020 г. № 108 «Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Чердынском городском округе и плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развития конкуренции на рынках товаров и услуг в Чердынском городском округе», признании утратившим силу постановления администрации Чердынского муниципального района от 11 декабря 2018 г. № 309 «Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Чердынском муниципальном районе и плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Чердынском муниципальном районе».
Анализ ситуации на товарных рынках городского округа показал, что показатели запланированные «дорожной картой» выполнены. Но в тоже время существует ряд барьеров, затрудняющих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства на данных рынках. Прежде всего, это:
высокие налоги;
сложность/длительность процедуры получения лицензий, разрешений;
нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Таким образом, администрацией округа выполнены все обязательства, установленные Соглашением.
В последующей перспективе необходимо активизировать работу по развитию конкурентной среды в рамках заданных ориентиров государственной политики, обеспечить мониторинг исполнения «дорожной карты» и её актуализацию, взаимодействовать с Координационным советом, активизировать совместную работу с Координационным советом, обеспечить дальнейший мониторинг мнения потребителей и организовать анкетирование представителей бизнеса городского округа для определения административных барьеров на рынках и путей их исключения, информировать население городского округа и предпринимательское сообщество о состоянии конкуренции, а также о мерах, принимаемых для её развития.
В дальнейшем администрацией округа будет продолжена работа по реализации мероприятий, обозначенных в Соглашении и утвержденного Перечня.
мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Чердынском муниципальном районе»
Анкета для прохождения опроса предпринимателями размещена - http://webanketa.com/forms/64wkjd9h6mqker9n6wr64sk2/, а потребителей - http://webanketa.com/forms/64wkjd1h64qp8r9qc5k68chg/.